Полезные статьи
|
Скопинская керамикаСимволы России → Скопинская керамика Одним из уникальных русских промыслов является скопинская декоративная керамика. Издревле городок Скопин, расположенный в Рязанской области, славился своими ремеслами, причем самыми разнообразными. Гончарный промысел и изготовление лепных глиняных изделий - одно из главных ремесленных направлений щедрой рязанской земли. Скопинцев даже одно время называли не иныче как «скопинские свистушники», и это вполне оправданно. Сначала мастера скопинской керамики не использовали глазурное покрытие, а изготавливали обыкновенные черные горшки, крестьюянскую посуду, кирпич, черепицу.. Когда же они стали применять в процессе производства глазурь, керамические промысел приобрел ярко выраженное декоративное направление. Обыкновенная посуда из белой глины "заиграла" всеми красками радуги. «Фирменный стиль» скопинцев сразу угадывается: округлые очертания изделий, фестончатая отделка. В ассортименте мастеров преобладали расписные рукомойники, посуда, кувшины, хлебницы и др. Изделия лепили на на гончарных кругах, оформляли с помощью процарапывания, штампиков, апликаций и налепов. После этого злазуровали, причем глазурью разных цветов. Это выглядело очень органично и к месту: скопинские мастера знали толк в смешении цветов. По завершении оставалось только высушить горшки, обмазывать дегтем и обжечь в печ или горне. В середине девятнадцатого века скопинская керамика расширила свой ассортимент. Теперь мастера стали создавать керамические скульптуры. Сначала это были единичные фигурки (например, животные или предметы обиходы). Мастера пытались конкурировать друг с другом, добиваясь филигранной точности и сложности работ. Первые продажи на ярмарках таких декоративных фигурок показали, что новое направление в скопинской керамике востребовано и имеет спрос. Поэтому мастера стали делать скульптурки не шутки ради, а на продажу. Продукцию продавали как на местных ярмарках, так на столичных базарах, а также в Рязани, Липецке, на Украине. Их покупали многие ценители народного искусства, иностранные коллекционеры. Музеи тоже охотно брали расписные глиняные вещицы из Скопина: их можно увидеть в Московском Историческом музее, Русском, Этнографическом музеях в Петербурге, Художественном Историко-архитектурном рязанских музеях. Помимо этого в начале прошлого века скопинская керамика регулярно выставлялась на многих профессиональных выставках и получала высокие награды (так, в 1900 году скопинские изделия даже экспонировались на парижской выставке. Особенно удавались мастерам посуда, украшенная фигуркой животных или птиц, например, кувшины с туловом-медведем или скопы, кружка с ручкой в виде змеи, кастрюля с крышкой, украшенной изображение собаки или зайца, бутыль-странник с посохом, подсвечники-орлы. Все это снабжалось сложным орнаментом и узорами. Применялся как лаконичный минималистический дизайн, так и пышный, с богатой лепниной и обилием рисунков практически на любую тематику: растительную, геометрическую. Что касается оттенков, то преобладали коричневые, золотистые, зеленые, синие цвета. Первая мировая война не способствовала развитию промысла - скорее наоборот. Скопинская керамика пришла в полнейший упадок и забвение и возродилась только после второй мировой войны. К тому времени все таланливые мастера уже состарились, однако они смогли передать свой опыт, самобытные особенности и приемы творчества, "фирменные" черты скопинской керамики молодому поколению. В шестидесятых годах создается предприятие по выпуску сувенирной скопинской керамики. Каждый желающий мог приобрести маленькие, но искусно выполненные скульптурки животных, птиц и т.д. Также фабрика выпускала расписные квасники, подсвечники, вазы.
Автор: Озерова Юлия
|
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.